«Красивую малицу достала,
Цвета черного ворона панды,
Трех сортов сукно, из белого неблюя опушка капюшона,
Еще белее пыжик, цвета черного ворона рукавицы,
Зеленым бархатом крытая малица»

(финно-угорская легенда)

Традиционный костюм удивительная часть материальной культуры человека. Он несет в себе отражение истории и культуры народа. Представления человека о мире, о своем месте в нем наносит нестираемый отпечаток на его костюм.

Существует много гипотез о том, для чего собственно появился первый костюм, какая его функция послужила причиной того, что древний человек изготовил себе одежду. Защита тела от холода или от чужих взглядов? Привлечение внимания или социальная знаковость? Ученые до сих пор спорят над этими вопросами. Однозначно одно – с древности и до сегодняшнего дня функции костюма многообразны и одна из важнейших из них защита тела. Именно этой функции костюма обязан он своему разнообразию. Там где африканцу достаточно набедренной повязки для защиты половых органов, жителю Крайнего Севера не обойтись без теплой многослойной одежды.

Костюм ханты генетически связан с костюмом всех северных народов. Даже названия одежды, не говоря уж о ее крое у ханты, ненцов, эвенков и др. северных народов во многом одинаковы. Одинаков и материал, из которого шьется одежда – мех. Прежде всего, мех оленя (теплый, плотный и достаточно большой по площади), белки, песца, зайца и выдры (последовательно показать на кумыш, на шубу). Вся одежда шьется мехом внутрь (так же как шились русские шубы в XVII веке), чтобы максимально сохранять тепло, а сверху покрывается тканью.

Покрой костюма очень простой, родившийся еще в глубокой древности – одежда шьется из прямых полотнищ и не требует особой выкройки.

И все же при общих корнях костюм ханты и ненцев, например, невозможно перепутать. Отличаются и костюмы различных групп ханты. На выставке представлены костюмы ханты с трех рек – северных Тромагана и Пима и южного Югана.

Пимский костюм, костюм самой северной группы ханты предназначен для самого сурового – холодного и ветреного климата. Пимская малица  относиться к группе накладных одежд (т.е. надеваемых через голову). Ее самая интересная особенность – пришитые рукавицы и капюшон. Кумыш  – одежда из меха оленя надевается на малицу. Костюм, таким образом, получается настолько теплый, что носиться только в дороге.

Юганский костюм, предназначенный для менее сурового климата, чем костюм приполярья уже не столь закрыт. Рукавицы пришивают только к охотничьему костюму, а на голову надевают капоры, шапки или, в женском костюме – платки. Крой юганского верхнего платья (сака) распашной. Здесь прослеживаются тюркские влияния, халатообразный покрой оказался исключительно удобен в условиях тайги и натопленных изб – когда одежду приходиться часто снимать и надевать. Тромаганский костюм одинаково близок и пимскому и юганскому. Мужчины так же носят глухую малицу, а женщины сак. Тромаганский сак отличается от юганского и по способу изготовления и по манере ношения. Суконное покрытие сака, не надевается на нижний сак, как на югане, а пришивается к меховой основе. Сак носиться без запаха и туго подпоясывается. Все это рождает совсем иной чем на югане силуэт – не прямой, а с узкой талией и пышным, со множеством тугих складок подолом. Трудно сказать, почему на двух близких реках – Югане и Тромагане сложилась такая разная традиция внешнего вида женщины, вед только климатом объяснить это нельзя. Скорее всего, здесь речь идет о еще одной функции костюма – функции сексуальной привлекательности. Не случайно представительницам любой национальности больше всего «к лицу» именно свой национальный костюм, ведь веками костюм не только защищал от холода, но и призван был сделать человека привлекательнее, привлечь в нему представителя другого пола. И здесь речь идет не только об украшении тела, но и о «рекламе» мастерицы. Декор костюма говорит об умении девушки, о том ловко ли она управляется с иглой, сможет ли быть хорошей хозяйкой.

Экспонаты на выставку предоставлены Сургутским краеведческим музеем.

Сак – верхняя плечевая распашная одежда. Может быть полностью меховой или состоять из двух частей – нижней меховой и верхней тканевой, и та и другая часть носит название «сак». Тканевый сак в летнее время может носиться отдельно от мехового.

Малица – верхняя плечевая глухая мужская одежда из меха. У ханты носиться с тканевой навершницей

Кумыш – верхняя плечевая глухая мужская одежда из меха оленя. Носится поверх малицы.

Неблюй – нижняя декорированная часть малицы

Панда – олененок до года и мех из него

Пыжик – олененок  до двух месяцев и мех из него